Почему Виталий Манский к нам больше не придет

ОЛЬГА ШЕРВУД “ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: ТЕЛЕВИДЕНИЕ УКРАЛО У НАС БРЕНД” (ГАЗЕТА КУЛЬТУРА, №35 (7698) 10-16 СЕНТЯБРЯ 2009 г.)

10 сентября в прокат выходит фильм Виталия МАНСКОГО “Рассвет/закат. Далай-лама XIV”. Это вторая документальная картина за последнее время, которая добирается до большого экрана. Первая – “Девственность” – также принадлежала Манскому-режиссеру. Мы разговариваем c известным документалистом и продюсером об опыте кинотеатрального показа неигрового кино в нынешних условиях.

- Итак, впервые после фильма Станислава Говорухина “Так жить нельзя” (1990) полнометражная документальная картина оказалась в кинотеатрах страны …

- Я уже шутил, сравнивая ситуацию с первым сексуальным опытом. Обычно он не очень впечатляющ, но так хочется повторить – в лучших условиях, с лучшим результатом…

- А если серьезно ?

- В моем представлении картина с треском провалилась. Как и почти все российское кино в прокате. Не может быть такой маленький бокс-офис в стране с населением в 145 миллионов человек. Не только у моего – у любого фильма. Не может.

- Точные и окончательные данные сборов фильма “Девственность” не опубликованы. А сколько стоит сейчас неигровая сложнопостановочная картина ?

- Даже если снимать в собственном дворе – никак не меньше 150 тысяч долларов. И я удивлюсь, если больше 500 тысяч долларов. Таковы законы технологии и расценки. Хочешь хорошее изображение – а снимать неигровое кино еще сложнее, чем игровое, – значит, нужен хороший оператор, у них высокие ставки. Есть стоимость аренды камеры. Цена монтажа. Если затраты меньше 150 тысяч, значит, люди согласились работать почти бесплатно. Или технику получают бесплатно. Но смету не обманешь. Поэтому государство, которое считает, что оно финансирует документальное кино, выделяя на полнометражную неигровую картину миллион рублей – что есть 30 тысяч долларов – само вольно или невольно провоцирует такую…

- …серость .

- Я бы сказал жестче – помойку. Люди получают эти символические деньги и работают, что называется, не прикладая рук. Но ведь даже перевод с видео на пленку и печать первой копии для кинопроката стоят около 60 тысяч долларов. Это существенные затраты.

- Сколько копий было у “Девственности “?

- Шесть. А вот теперь о том, как выглядит провал картины: она вошла в топ-10 фильмов ограниченного проката на территории России за полугодие, с ноября по май, – самое активное полугодие, когда делаются основные сборы. Среди фильмов “Париж”, “Удушье”, “Сегодня ночью я сплю с тобой”, “Нью-Йорк, Нью-Йорк”, “Гоморра” и других картина заняла восьмую позицию и оказалась в этой десятке единственной российской. Обойдя и все российские игровые. Это значит, что фильмы, которые мы любим и любят те, кто удосужится читать нашу беседу, – Балабанова, Германа-младшего, Серебренникова и других, я сейчас говорю о явлении, а не о персоналиях, – как говорится, не у дел.

- Увы …

- Признаюсь, я прежде не любопытствовал этой стороной бизнеса. Как телевизионный человек следил за рейтингами, а бокс-офисы были для меня чем-то инопланетным. Теперь я потрясен ничтожностью цифр. Когда “Шультес” Бакура Бакурадзе – одна из лучших картин прошлого года, показанная в официальной программе Канна, получившая Гран-при “Кинотавра”, огромную поддержку прессы, – получает в прокате в три раза меньше “Девственности”, которая, я считаю, провалилась, о чем вообще может идти речь?

- Об этой культурной катастрофе говорится уже давно .

- Я глубоко убежден, что никакой разницы между жителем Москвы и, допустим, Берлина не существует. Но в Германии ежегодно в прокате три-пять неигровых картин зарабатывают более миллиона евро каждая. И это не фильмы-сенсации, не расследования Майкла Мура. Это, например, год наблюдений за одним классом музыкальной школы – два часа, лидер проката позапрошлого года. Закулисье велогонки Тур де Франс – другой европейский хит…

- Вернемся в отечество. Еще о формальной стороне проката “Девственности”, пожалуйста .

- Его вела компания “Кино без границ”, известная всем, кто интересуется арт-хаусом. Четыре копии работали месяц в Москве, две – в Питере. Потом они же поехали по городам-миллионникам и, насколько я знаю, продолжают вояж.

- Да, у нас в Петербурге “Девственность” повторно была выпущена в июле в киноцентре “Родина” и шла недели две .

- Трудно себе представить, что зрители смотрят, поскольку копия имеет определенный ресурс, попросту – изнашивается. Выработка на одну копию очень большая – пока 196 118 рублей. Из соображений корректности не буду называть фильмы, оставленные “Девственностью” далеко позади по этому показателю. Но скажу, что она опередила многие игровые хиты, которые вышли сотнями и сотнями копий.

- А до небольших городов “Девственность” не добралась? Ведь как раз из провинции ее героини …

- Фильм шел в Тольятти, в Краснодаре. Очевидно, есть кинотеатры, чье умное руководство создает свою аудиторию. У меня вообще ощущение, что страна готова к созданию некоего альтернативного прокатного пространства. В Америке 35 тысяч залов. А у нас две тысячи. Вот здесь, может, главная проблема и есть. Телевидение так бурно развилось потому, что оно потребителю столь же доступно, как в любой цивилизованной стране. А коль скоро доступно, то рынок огромен: все население, все граждане – потребители телевизионного продукта. Кинематографу очень сложно развиваться, когда страна большая, а реально он имеет выход… ну не знаю, на двадцать миллионов потребителей.

- Люди не хотят ходить на отечественное кино в кинотеатры даже там, где они есть. Они хотят смотреть бесплатно и дома. Они скачивают кино из Интернета .

- Да. Весной меня уговорили показать фильм, ночью, причем, в киноклубе МГУ. Приехал на машине, показал картину, сидел, общался с людьми. Все бесплатно. На вопрос: “Почему ваших фильмов нет в Интернете?” – ответил, что еще не выработана там система демонстрации картин, чтобы получать за них деньги, а мы не можем себе позволить выплескивать свою работу просто так. Через день читаю в чьем-то блоге: “Манский – жлоб, он жмет свои фильмы, с ним все ясно”. То есть у людей полная каша в голове. Они пишут, в принципе, там, где их легко найти: “Когда, наконец, я смогу скачать картину про далай-ламу?” А то, мол, уже нервничать стал – хочу посмотреть и не могу. По сути, это значит: когда я смогу своровать вещь, которая мне нравится? При этом я снимаю на свои деньги и деньги моих партнеров и, если фильмы не будут окупаться, прекращу их делать. Другого способа вернуть средства, кроме как получить три доллара от зрителя за свою работу, нет. Впрочем, можно за государственный счет производить то кино, которое публика не хочет смотреть.

А я увидел, как “Девственность” смотрят и в России, и на Западе, что тоже любопытно, поскольку картина очень наша – вся соткана из нюансов, понятных исключительно здесь. Но фильм оказался очень зрелищным, помимо всего прочего. Без ложной скромности скажу – оказался хорошим продуктом. Его в итоге, конечно, пираты вывесили в Сети, число скачиваний – более полутора миллионов! – превысило бокс-офис в сотни раз, мы потеряли практически все.

- Вы и компания “Кино без границ” предприняли немало усилий, чтобы о фильме узнали, – интервью, реклама… Уж умолчу о теме самой актуальной, о художественных достоинствах. Вы приготовили котлету не только из мяса, но и подали ее горячей. Почему же такой результат ?

- Бизнес испугался. Кинотеатры давали самые маленькие залы. Шесть копий на страну с таким населением – ничтожная цифра.

- На чем основан этот страх проиграть, кроме любви народа к халяве, кроме пиратства ?

- Комплекс причин. Абсолютная уверенность зрителя, что даже самый дорогой проект и замечательный фильм максимум через полгода пойдет по телевидению. Второе: нет доверия к документалистике. Телевидение украло у нас бренд: назвав так свой продукт, дискредитировало сам этот вид кино. Публика уверена, что ежедневно смотрит документальные фильмы. Более того, они имеют успех. Но нельзя путать балет и подтанцовки за спиной поп-звезды. И прокатчики как огня боятся самого термина “документальное кино”.

- Ну да, опять: зритель не станет платить за то, что дают бесплатно в ящике .

- На плакатах написали что-то вроде “Реальная шокодрама”, и я не мог спорить с профессионалами… Наконец, причина опасений – то, что отечественное кино нечасто радует своим качеством. В общем, наш фильм – как бегун не на современной дорожке стадиона, а по крайне пересеченной местности. Однако результат сами прокатчики оценивают как фантастический успех.

- Можно ли было прокатать лучше ?

- Если бы я смог заразить крупную прокатную компанию – привлечь ЦПШ или КАРО, сделать ее своей соратницей, чтобы люди сами начали ловить кайф от того, что они рвут рынок, – мы бы, безусловно, это сделали. Боже упаси винить моих партнеров, которые и предложили попробовать большой экран, у нас прекрасные отношения, но думаю, что если бы не делегировал другим эту функцию, то напрямую смог бы убедить.

Я уверен, что надо было напечатать двадцать копий и делать в каждом городе промособытие с поддержкой телевидения. Надо было активнее воспользоваться его бесплатным содействием – ведь люди каждый день включали “Дом-2”. Ситуация – лучше не придумаешь. “Девственность” могла и должна была пройти на уровне, допустим, “Миллионера из трущоб”.

- Что ж, амбициозное заявление: в России он собрал, по некоторым данным, три с половиной миллиона долларов… И вот выходит “Рассвет/закат”. С одной стороны, фильм гораздо менее острый и провокационный. С другой – в стране огромное число буддистов, явных и неосознанных, а также людей, интересующихся фигурой и учением далай-ламы. Этой картине легче ?

- Оказалось, нет. Фильм уже был куплен для проката в Америке – и это первый случай с отечественной неигровой картиной за долгие-долгие годы. Ее мировая премьера состоялась в Роттердаме, она была отобрана в конкурс “Перспективы” Московского кинофестиваля, а мне пришлось на июньском кинорынке уговаривать прокатчиков так, будто опыта “Девственности” не существует. Помогает в продвижении компания “2план2” Александра Шейна: я решил, что лучше работать с маленьким, но воодушевленным, чем с большим и равнодушным. У Шейна в активе прокат вырыпаевской “Эйфории”, а также известного немецкого фильма “Жизнь других”.

В итоге “Рассвет/закат” выходит в Москве – в кинотеатре “Художественный”, Петербурге и Красноярске, а затем должен поехать во Владивосток, Иркутск, Краснодар, Улан-Удэ и Читу.

- Негусто все-таки. Есть ли соображения по поводу того, как исправлять ситуацию с неигровым кино в России ?

- Есть. Но это отдельный длинный разговор…

29. May 2010, 11:04, Серёжа

---

комментировать

 
---